Skip to content
Март 31 / shendy

Блог-чаепитие – ‘Этикет за столом’

Этикет – понятие достаточно широкое. Я хочу поговорить именно об этикете за столом.

У нас в стране, да и на постсоветском пространстве вообще, традиция есть с ножом и вилкой в домах встречается довольно редко. Сам по себе сразу возникает вопрос – так стоит ли ломать некие устои наших людей?? Может оставить им выбор, но при этом не смотреть косо в их сторону??? Ведь японцы вообще палочками едят, и ничего страшного. Ну, не представляю я какую-нибудь бабушку из наших деревень, сервирующую стол, как полагается. Она такая уставшая от каждодневной тяжелой работы, что ей, по-моему, все эти правила … . Тут очень спорный вопрос.

Хотя признаю, что с ножом есть вкуснее, мне лично. Во-первых, ешь медленно, с чувством, с толком, с расстановкой. Во-вторых – это красиво и на вид эстетично. Могу сказать так, в нашей семье мы используем нож, когда едим стейк или зеленый салат, т.е. пользуемся нечасто. Не могу сказать, что мы против ножа, нет, просто иногда нет времени, вернее его практически всегда нет, и быстрей есть, не следуя всем правилам этикета. Если идем в гости или в ресторан, то конечно же там стараемся соблюдать все правила того места, где мы находимся. Однажды нас с мужем пригласили в одно такое очень хорошее место, и я сильно волновалась: сейчас, думаю, подадут мне три вилки и два ножа, и делай с ними, что хочешь. К счастью, было проще, но напряженность присутствовала.

В тот момент я задумалась, может все-таки стоит изучить этикет. И чтобы хоть как-то исправить ситуацию, я вскоре купила себе очень хорошую книгу. Написано в ней просто и легко, но не столько про то, как правильно есть, а скорее про сервировку стола. Вот несколько очень интересных моментов из этой книги:

Существуют определенные правила в расположении фруктов на тарелке. Так, например, яблоки всегда принято класть на тарелку хвостиками вниз, тогда как груши, наоборот, хвостиками вверх.
При подаче кофе ручки всех чашек должны смотреть в правую сторону, а у чашек с чаем – в левую сторону.

Я вот все думаю, стоит ли уделять внимание таким деталям, особеннно в кругу своей семьи. Неужели так важно, как лежат хвостики у яблок и груш ??? :)

Вот еще одна ситуация. Вы – человек знающий об этикете не по-наслышке, к Вам пришли гости, которые немного проще, если так можно выразиться. Что делать??? Стоит все равно быть верным себе и сервировать стол по всем правилам, или изменить себе и быть на уровне твоих гостей??? Ведь не хочется, чтобы люди чувствовали себя неловко.

Этикет – это не только умение красиво есть, но и умение вести себя за столом. Вот тут, мне кажется, надо учить детей культуре с самого детства. Буквально недавно мне рассказали, что в гости к одной паре на большой очень семейный праздник пришел мужчина с ребенком (причем, как оказалось, без приглашения), так его сын практически прыгал со стола на диван (образно говоря). А потом такое поведение дает о себе знать уже в приличном возрасте. Сколько раз бывало – придешь порой куда-нибудь посидеть, а там за столом сидит небольшая компания, кричащая и вопящая на весь зал, что даже поговорить друг с другом в такой обстановке просто невозможно.

Есть с вилкой и ножом, знать начальные правила этикета – это очень хорошо, но вот поведения за столом меня иногда начинает волновать больше.

В конце скажу – я за то, чтобы люди знали основные правила этикета. Но стоит ли углубляться в очень мелкие детали – это вопрос спорный.

32 Comments

Leave a comment
  1. Юлия / Апр 1 2009

    На самом деле вопрос неоднозначный. С одной стороны я как-то не вижу большого смысла в том, как выкладывать яблоки и груши на тарелке, если только это не прием высокопоставленных лиц (с другой стороны, они ведь тоже обычные люди…). С другой стороны, я согласна с тем, что должна быть культура принятия пищи. Мне тоже нравится степенно сидеть за столом, вести тихую светскую беседу и отрезать ножичком кусок антрекота…но увы, мне об этом пока только мечтать, так как я вообще уже привыкла есть левой рукой и преимущественно ложкой, чтобы не ронять на стол пищу, так как у меня на коленях сидит годовалый Ванюха и мне его тоже надо кормить %-) Старшим детям мы не разрешаем баловаться за столом, играть с едой, но пока еще до ножа с вилкой далеко :-)
    Что мне кажется нужным и важным в семье – это красивое оформление стола, за которым семья обедает. Салат ставить не в кастрюльке, в которой было удобно мешать, а в салатнице, закуску не в банке, а в красивой пиале, еду не просто “шмякнуть” на тарелку а красиво разложить, ну и т.д.
    Мне кажется, что очень много определяет условия семьи: если это бабушка в деревне, то это одно, наверное, самое главное – чисто и аккуратно. Когда маленькие дети – красивая обстановка на столе. Если дети постарше – обучение основным навыкам этикета за столом.
    Я не приветствую чопорность и напыщенность за столом, если говорить про прием взрослых гостей, но основы этикета должны соблюдаться. И если люди “проще”, то лучше пускай они тянутся вверх – ведь ничего сверх-особенного в этом нет, чем воспитанные люди опускаются.

  2. Алексей Онегин / Апр 1 2009

    Выделю для себя несколько основных моментов.

    По поводу вилки и ножа. Есть вилкой и ножом меня приучили практически с детства, в нашей семье это считается нормой. То есть даже обычные самые блюда, вроде котлет с винегретом или голубцов или даже чего-то такого, где не нужно ничего резать – все равно с ножом и вилкой. Поэтому для меня это естественно, и если когда-то я и испытывал с этим трудности, я этого уже не помню. По-моему, уметь ножом и вилкой – это примерно как знать, что за столом не надо вытирать руки об штаны или рыгать. Если ко мне приходят гости (неважно, “проще” или нет), ножи и вилки я подаю в обязательном порядке.

    По поводу столовых приборов вообще. По науке, подача столовых приборов куда сложнее, чем просто вилка и нож. Салат, горячая закуска, мясо, рыба, десерт – ко всему подаются свои приборы, и если подач блюд несколько, то и на столе можно разложить внушительную батарею. Дома я так не делаю, но, в принципе, если в ресторане передо мной положат четыре вилки и ножа, я не растеряюсь. :)

    Насчет воспитания детей (в том числе и в плане поведения за столом) – вопрос сложный. Все дети разные, скидку на возраст тоже нужно делать, особенно если ребенок непоседливый, но доброжелательный. Поэтому если ребенок не причинит вред себе, окружающим или имуществу, пускай делает, что хочет. Раньше я так не думал, но постоянные и безуспешные попытки обуздать собственного малолетнего бандита делают свое дело. :)

  3. Алексей Онегин / Апр 1 2009

    Юля, насчет сервировки согласен полностью, но это уже не этикет, а скорее здравый смысл – всегда приятнее трапезничать в эстетически приятной обстановке.

  4. shendy / Апр 1 2009

    “По-моему, уметь ножом и вилкой – это примерно как знать, что за столом не надо вытирать руки об штаны или рыгать”. А по-моему, в России и Булоруссии это не так уж и важно. Для меня уж лучше пусть без ножа, но только не руками об штаны.

    Мой муж приходит позно вечером, где-то через минут 40 нужно ложить ребенка спать, за эти 40 минут мы только успеваем поставить на стол еду, поесть и очень быстро убрать. Причем иногда даже едим мы очень быстро. Я просто не представляю, как можне есть быстее с ножом???Красивая сервировка в этот момент тоже уходит далеко на второй план, но если это выходные, то тут уже могу повыпендриваться.
    Мне нравится, когда все выглядит эстетично, но делать это часто у меня не получается.

    И вообще, ну не понимаю я зачем три вилки на столе – отдельно для рыбы, салата и второго блюда. Понимаю, что после рыбы есть той же вилкой салат не совсем здорово, ну тогда пусть принесут чистую вилку, но почему они отличаются по размеру, причем не на много??

    Вот, Юля, высказалась о том, что не видит смысла, как выкладывать яблоки и груши на тарелке, вот я тоже согласна с этим, а как Ты, Алексей, считаешь??? Неужели в этом есть какой-то глубокий смысл. Может нужно сделать правила этикета немного проще???

    Оказывается у тебя есть сын, вот это да, а то про тебя ничего не знаем :) Я понимаю, что может он сорванец, но, Алексей, за столом нужно учить вести себя тихо, вне стола, пусть бегает, резвится, я понимаю, что мальчишкам это надо. Все равно нужно делать упор на поведение во время еды. Просто сколько уже раз передо мной были ситуации, когда дети, придя в гости, выхватывали что-нибудь из-за стола, когда никто еще не сел. Ну, вот это не по мне. Это не про тебя, конечно, а вообще.

  5. Алексей Онегин / Апр 1 2009

    Оля, есть быстрее с ножом – очень просто, если ты привык есть с ножом. :) И удобнее, опять же. А вилки отличаются, видимо, потому, что их нужно как-то различать. :)

    Насчет раскладывания по тарелкам я тоже имею мнение, а как же! Расклад должен производиться в наиболее эстетичном и разумном виде, отсюда уже и все эти правила, ничего заумного в них нет. Но если фрукты выкладывать в большую вазу, я не стану паниковать, когда положу яблоко хвостиком вверх.

    Про сына не особо рассказываю потому, что мой блог все же в первую очередь про мое увлечение, а не про меня и мою семью. Он еще маленький и очень непослушный, призвать к порядку не всегда получается. Например, были в Таллине, пришли в ресторан в гостинице, думали поужинать, но он первым делом снял обувь и скинул ее под стол, а потом начал бегать по ресторану (без обуви) и хватать с соседних столов (к счастью, пустых) приборы. Естественно, пришлось извиниться и уйти – а ты говоришь учить. :)

  6. shendy / Апр 1 2009

    Насмешил про сына :) Так может стоило сесть в номере и там поужинать??? Чтобы потом не извиняться, пусть подрастет, а потом уже можно и выходить куд-нибудь вместе с ним.

    Меня еще волнует вот какой вопрос. Правила этикета едины для всех, но вот в каждой стране есть свои особенности. Не зная их, можно обидеть людей, в гости к которым Вы пришли. Но это же сколько всего нужно знать!!!! Вот нашла одну статью, а это отрывок из нее:”Есть ещё одна японская традиция – подавать перед едой горячее
    полотенце. Не пытайтесь класть его на колени или засовывать за воротник. Этим вы только позабавите своих японских друзей и покажите незнание восточного этикета. Когда официант протянет вам корзину или поднос с горячими салфетками, возьмите одну и вытрите руки, можно освежить также лицо и шею. Через секунду официант подставит вам поднос, куда вы сможете
    бросить использованную салфетку.” Не знаю, но мне как-то все это странно. Просто как представлю себе компанию из 10 человек бросающую салфетки на поднос, неужели нельзя сходить перед едом в специальную комнату и помыть руки, да хоть и шею!!

    Я все веду к тому, что некоторые правила поведения за столом для меня как-то очень странно выглядят, так может и у нас правила есть без ножа сделать нормой??? Или все-таки стоит уделять этому внимание, тогда как??? Начинать со школы, с родителей??

  7. Dr. Well / Апр 1 2009

    Я считаю главное в этом деле – определить тот формат который используется хозяевами (заведением). Ведь в пабе салфетка и нож будут выглядеть тоже не совсем “культурно” (в контексте общего контингента). Так же как и перевернутая вилка во французском и английском форматах.
    В свою очередь хозяева должны использовать такой формат чтобы гость мог без труда определить формат этикета используемый в данном “обществе”.
    Так что в чужой монастырь со своим уставом не лезь…

    По сему, я считаю, что если вы не уверены в своих знаниях и умениях – то лучше использовать какие общепринятые понятия, которые, по вашему мнению, просто не могут быть интерпретированы как невежество или “бездуховность” =)

    Ну а сервировка… Всем приятнее ужинать за красиво сервированным столом. И совсем другое дело что на это уходит много времени. И каждая семья выбирает между эстетическими удовольствиями и… своими низменными животными инстинктами =)))

  8. Алексей Онегин / Апр 1 2009

    Оля, ну это очень легко объяснить – для меня, например, нормой является есть как раз с ножом, я по другому уже и не мыслю. Кому-то, наоборот, кажется нормальным есть с ножом – зависит от воспитания прежде всего.

    Точно так же и для японцев их обычай кажется вполне нормальным. Тут самое простое правило – смотри за тем, кто точно знает, как нужно себя вести, и делай то же самое. Это вполне нормально, если ты очутился в незнакомой обстановке.

    В номере в итоге и сидели, только без ужина. Я пил пиво и гневался. :) Но если ребенок просто не может усидеть на одном месте, не вижу ничего плохого в том, что пойти в какое-нибудь непафосное место, где будет не очень много народу. Пускай себе гуляет, лишь бы людям не мешал.

  9. Бонсай) / Апр 1 2009

    помоему это всё зависит от состояния души человека перед и во время приёма пищи, если меня ничгео не волнует кроме напишать пищи в желудок то мне абсолютно пофиг как сервировано. но если я пришёл рассалбится отдохнуть, побеседовать, то сервировка становиться частью приятной обстановки)

  10. shendy / Апр 1 2009

    Бонсай, вот у меня именно так и получается :)

    После наших недолгих разбирательств, возник вопрос – стоит ли считать человека культурным, интеллигентным, если он не знает, где лежит какая вилка (я имею в виду уже более углубленно понятие этикета)??

  11. Алексей Онегин / Апр 1 2009

    А интеллигентность, по-моему – это совсем другое, умение пользоваться щипцами для лобстера или вилкой для устриц ничего общего с ней не имеет. Просто пользоваться ножом и вилкой, не сморкаться громко, держать локти прижатыми – да, а углубленные знания хороши, но не обязательны.

  12. нн / Апр 1 2009

    я заметила за своими детками (4 и 5 лет), что для них на первом месте не ЧТО им подано, а КАК. самое простое блюдо на красивой тарелке, с салфеточками, красивыми приборами – и можно не волноваться, съедят. меня это очень радует. но я не заметила, как это получилось, специально ничего не делала, не меняла привычек и под них не подстраивалась. а вообще, бывает так, что хороший шашлычок со свежими овощами летним деньком в приятной компании даже в походных условиях вкуснее торжественного обеда с несколькими переменами блюд.

  13. Женечка / Апр 1 2009

    Что-то как-то все на вилке с ножем застряли :) В моей семье не было такого, то есть я знала как пользоваться, но в повседневном застолье их не было. А муж у меня привык с детства к ножам, вот и привыкла уже накрывать и пользоваться тоже.
    Насчет национальных традиций. Однажды в пиццерии, достаточно высокого уровня, нам подали пиццу без столовых приборов вообще и официант настаивал что именно так ее и едят. Была бы я дома так бы и ела, может, но все таки в таком месте, за столом с красивой сервировкой и с живой музыкой, я настояла на приборах.За что официант отомстил мне взглядом типа “Ну что поделаешь с этой плебейкой?” :)
    В японский ресторан я попала впервые в России. Мы оба с мужем и не представляли как пользоваться палочками, но официантка нам все рассказала, показала, и для меня соорудила учебные палочки. Что в этом зазорного, что я не умела пользоваться ими?
    Да и вообще, в каждой стране свои традиции. Китайцы например, едят всё с прихлебыванием и чавкают, что для европейского уха просто пытка.
    А про фрукты и методы их поедания, знать конечно надо, но мне еще нигде не пришлось на практике применить свои знания в этой части :) Никто не хочет сервировать фрукты в гостях :)

  14. shendy / Апр 1 2009

    А во Франции за столом разрешается пользоваться зубочисткой :) Я когда первый раз увидела, сначала не поняла. Лучше уж знать такие моменты, чтоб потом не сидеть с глупым выражением лица.

    Я все-таки за то, чтобы мы знали, что такое этикет и с чем его едят. Родители иногда не могут дать ребенку этих знаний (бывают такие), а в школе учебная программа так загружена, что еще один предмет вводить просто нет времени. Может это заложено уже в генах?? Кто его знает, но мне бы очень хотелось, чтобы наши люди знали больше об этикете. Но вот как это сделать, остается загадкой.

  15. Тётя / Апр 1 2009

    Возращаясь “к вилкам и ложкам” хочу сказать, что огромное их количество придумано было не для того, чтобы нам усложнить жизнь , а наооборот – облегчить. Ведь куда удобнее пользоваться специальным ножом и вилком при “поедании рыбы”:), чем “обычным” и т.д.Конечно, потом приходиться нелегко хозяйке дома, когда надо перемыть огромные горы посуды ( учитывая, что тарелки, ножи, вилки , фужеры…менялись при каждом новом блюде и напитке). Приходить в головы мысль: “следуюший раз надо идти в ресто” или ” нанять домохозяйку” ( иначе время проводишь не с гостями, а с посудой:). Но мне кажется, что во всём есть своя перелесть:)

  16. shendy / Апр 1 2009

    А кто еще знает прикольные традиции поведения за столом в разных странах??? (кроме зубочистки и прихлебывания :) )

  17. Юлия / Апр 1 2009

    Оль, у меня та же самая история – муж с работы приезжает в 9 вечера, так что приходится скорее ужинать и детей спасть укладывать. Пробовала кормить их ужином раньше, но им все равно хочется кушать вместе с родителями ;-)
    Красивая сервировка повседневного ужина не означает шикарные композиции – хотя бы ничего лишнего на столе, продукты не на газетке (образно говоря) и по возможности красивая посуда…
    По поводу воспитания детей – это ведь прописная истина, что самое эффективное воспитание собственным примером. Поэтому если родители культурные люди, то и ребенок вырастет таким же (детские шалости не показатель невоспитанности), и если родители легко управляются с ножам-вилкой, то и ребенок впоследствии будет красиво есть :-)

  18. Алексей Онегин / Апр 1 2009

    То ли у корейцев, то ли у кого-то, на них похожего, считается правильным сыто рыгнуть, чтобы доставить приятное хозяйке. Хотя для нашего менталитета в этом ничего прикольного, наверное, нет. :)

  19. Алексей Онегин / Апр 1 2009

    Кстати, беседа у нас сегодня интересная, но мордобоя все-таки не хватает!

  20. Женечка / Апр 1 2009

    Когда жила на Дальнем Востоке, попали как то с мамой в одно купе с корейцами, милые тихони, до тех пор пока они не развернули свою трапезу…да такого национального колорита! Запах, если не сказать вонь, разнеслась по всему вагону, люди позакрывались в купе, а мы с мамой пережидали пока все это развеется в корридоре. Сейчас смешно, но ведь все таки это тоже этикет, я понимаю их национальные традиции, но все таки в такие места как поезда, автобусы дальнего следования и т.д., корзинку в дорогу надо составлять с учетом попутчиков. И таких дорожных историй у меня было достаточно. Особенно до середины 90-х, потом получше стало, но вс равно порой можно такое встретить :)

  21. Тётя / Апр 1 2009

    Один наш знакомый живёт и работает в Дубае. Местные жители очень редко приглашают к себе в гости иностранцев. А уж если пригласят – то это большая честь. Вот ему и выпала такая честь (бедняга, если ли бы он знал ,что его ожидает:) В назначенное время и назначенном месте, он был там. Гости собрались, столы накрыты… Входит “официант” и приносит тарелку с явством и ставит прямо перед нашим знакомым. А на тарелочке…. а на терелочке лежит большой телячий глаз, смотрит на него и “подмигиваем”:”Съешь меня, добрый молодец”:) “Ну это блюдо я категорически есть не буду” – пронеслось у него в голове.-” Ни за какие коврыжки, подожду следующего”. Но не тут то было :) Все гости смотрят на него и никто не приступает к трапезе. Пауза затянулась… Он спрашивает своего товарища, сидящего рядом: ” Что случилось, что я сделал?”. А ответ слышит:” Вот в том то дело, что пока ничего. Телячий глаз – это большой деликатес. Обычно его съедает хозяин дома, но так как хозяин очень уважает тебя -он предоставил эту честь тебе. Только после это они могут приступить к трапезе”…. Можете предствить, что было с нашим знакомым. За 5 секунд пронеслась вся жизнь перед глазами :) Круто, ты попал на TV:) Мужик , конечно, не из слабых попался. Решил: надо есть, другого выхода нет. А то -позор на всю оставшуюся жизнь:) Взял да и проглотил залпом… Послесловие: жив , здоров, по сей день живёт в Дубае, но в гости ходить к дубаитам ходить слегка побаивается:)

  22. shendy / Апр 1 2009

    Я тут насмеялась с Ваших историй :)
    Я тут еще нашла:
    ‘В Испании мусор и объедки в барах бросают прямо на пол под ноги без всякого смушения. И что интересно – бармены в течение дня и не думают убирать всю эту дрянь с пола! Ведь тут считается,что если пол в баре девственно чист, – значит,и народу в баре сегодня не было.Значит,что-то не так с этим баром.А если весь пол усыпан мусором – все в порядке,можно заходить, – место пользуется популярностью среди населения’.

    Алексей, согласна, мордобоя не хватает :) В следующий раз у тебя, думаю ты там нам устроишь :) Я уже сегодня испереживалась за весь день, подумала, что уже не ту тему выбрала, неинтересну, хотя мне очень хотелось поговорить об этом.

  23. Женечка / Апр 1 2009

    бычий глаз меня убил :) )какой кошмар :)
    а у меня такой вопрос про этикет, сколько раз прилично подходить к шведскому столу? а то русских за это дело везде ругают, мол едим немеренно…но ведь все ж попробовать хочется :)

  24. Женечка / Апр 1 2009

    кстати, а чай кто нибудь пьет между делом? :) я – да! :)

  25. lazira / Апр 1 2009

    Вставлю и я свои пять копеек, как говаривал мой папа.

    Когда-то давно, уже не помню где и откуда, я услышала фразу: “Не тот человаек культурен, который полностью ведет себя соответственно этикету, а тот, который сделает вид, что не заметил неловкости и некультурности соседа”. Фраза не дословно, а так, как я ее восприняла, пропустила через себя тогда и запомнила до сегодняшнего дня. Просто фраза меня настолько тогда потрясла, что оценивая и обдумывая ее со всех сторон, помогла родить во мне некую концепцию (для меня лично) восприятия этикета и существования в нем и вне его.

    Исходя из моей концепции, нельзя человека сделать счастливым насильно. Так же и с этикетом – нельзя насильно сделать из невежды культуроного человека, хотя и надо к этому стремиться, но только сподвигая его на это воздействуя на какие-либо личностные струны, интересы.

    Если ты лично культурен, то конечно не стоит опускать свою планку в угоду окружающим. Но делать это естественно, без показушничества.

    К примеру, если гостей ожидаешь к себе, то естественно накрыть стол так, как подсказывает тебе твое воспитание и желание получить моральное, эстетическое и кулинарное наслаждение от самого процесса еды а так же от общения с гостями. Но при этом ни в коем случае не превращать званное застолье в ритуал, если не все гости готовы к этому. Не стоит зацикливаться и делать замечания, если человек ошибся. Лучше веси себя естественно, делая вид, что все в порядке и лишь в том случае, когда вы видите, что гость чувствует потребность в поддержке – можно элегантоно, ненавязчиво и не публично подсказать ему. Либо превратить все в шутку, если дело зашло уже слишком далеко и неловкость обнаружена большинством. И короли нарушали этикет, когда того требовали обстоятельства и при этом ничуть себя не роняли в глазах общества, а наоборот – проявляли себя истинными мудрецами.

    В случае, когда вы являетесь гостем, а этикет собравшихся и хозяев явно не соответствует вашим представлениям об этикете как таковом, не стоит кичиться своей культурой. Не стоит вставать в позу. И если вдруг выявляются моменты явно не приемлемые для вас в способе приема пищи либо других элементах этикета, стоит скорректировать данную ситуацию не заостряя на ней внимания и делая это конфидициально с хозяйкой\хозяином мероприятия, принося при этом извинения за доставленные хлопоты. Со своим самоваром в Тулу не ездят. В таких случаях надо расставить для себя приоритеты: либо до определенного момента (не переходя грани культурности естественно) занижается планка личностных требований к этикету в данном случае, либо вообще отказ от подобных мероприятий. Не будьте ханжой, раз уж приняли приглашение.

    Это же правило распространяется на случаи, когда вы оказались в чуждой или незнакомой вам среде другой культуры: либо вы принимаете их правила игры и пытаетесь им соответствовать, либо не оскорбляя традиций и извинившись остаетесь себе верны, либо отклоняете приглашение изначально. Если вам самим так невыносимо находиться в подобном окружении, подумайте о том, насколько неудобно этому окружению находиться в вашем обществе.

    И наверное последнее – этикет в узком кругу родных и близких. Каждый сам вправе определять стиль поведения за столом в своем доме в окружении семьи. Это выробатывается как привычка годами и зависит от многих составляющих. Конечно, всегда лучше, когда человек тянется к культурной жизни, к получению эстетического удовлетворения. Но в каждом случае сама семья определяет те границы, ниже и выше которых они будут чувствовать себя некомфортно. Все должно быть в меру. Иначе не будет удовольствия от самого процесса. А ведь этикет создан не для того, чтоб ограничивать, а приносить удовольствие.

    Вот вроде и все. Но это только мое мировоззрение. У каждого оно свое.

  26. lazira / Апр 1 2009

    Приношу извинения за ошибку в слове человек – писала эмоционально, на одном дыхании и случайно получилась опечатка. :)

  27. По-зи-тифф / Апр 1 2009

    ПРИВЕТ всем…
    Мое виденье этикета – это удобство… то есть , как уже тут сказали, что этикет призван облегчить многие процессы. Этикет должен присутсвовать настолько, чтобы и теб, и окружающим было комфлртно…
    Многие “заморочки” этикета почти ка фэн-шуй, при всей своей , казалось бы, нелепости, они сложились ли бо как элемент техники безопасности, либо как элемент тактичного поведения…
    Скажим, ручки кружек, развернутые в разные стороны у чая и кофе могут избавить хозяев от вопросов “чего там?”, жующего – от нежелаемого употребления и пробования продукта и тд Вот с официантами принято особо не разговаривать, самые лучшие из них- безмолвно выполняют свою работу, а не комментируют, с какой стороны подноса чай, а с какой кофе…
    ПРо яблоки и груши, и их “попки и хвостики” – так реальнее красивее все смотриться на блюде)))
    А БЕЗ НОЖА – ой не всякое мясо легко прямо вот так вот вилочкой, без усилий спокойно употребить))). Будете мучительно развивать мышцы и терпение вилкой и подчеркивать качество кухни… ну и, разумеется, там не до приятных бесед будет…)))

  28. По-зи-тифф / Апр 1 2009

    2 lazira:
    начало вашего отзыва оч похоже на один эпизод у А. П. Чехова в “Доме с мезонином”, где обычный молодой человек был приглашен в семью на обед, за которым его угораздило вывернуть полный соусник… расползающееся пятно по скатерти никто “не заметил”…

  29. lazira / Апр 1 2009

    По-зи-тифф, возможно и оттуда. С момента, как я услышала эту фразу минуло уж ни как не менее четверти века. То ли память девичья тогда, то ли подкрадывающийся склероз теперь, но они свою роль сыграли – вот не помню первоисточник, хоть убей!

  30. oikuméne / Апр 1 2009

    Эх,почитала. Пытаюсь мысли в кучку собрать… Я так понимаю речь идет не о официальных званых ужинах, а просто о домашнем уюте и праздниках с друзьями?
    Так если с друзьями, то, в принципе, получается, что все приблизительно одинакового воспитания и привычек (иначе дружбы не получится), чего же бояться? Накрыть красивый стол и всё! О большом количестве вилок я промолчу (ага, красивый набор нормальных приборов ого, как стоит!).
    Вообще то купили таки нормальные приборы, до сих пор удовольствие доставляет в руки брать :)
    Насчет ножа и вилки, вот честно, не представляю, как без ножа. Ну если салат, и бегом, успеть перехватить. Как то постоянно ножиками режикаем :) Или тот же салат удобнее подцепить.
    А дети у нас вилку и нож одновременно научились держать. Особенно один сын. Очень пельмень хотел съесть, а большой, в рот не влазит. Так и разрезал однажды.
    (мы им специальные детские вилочки-ложечки-ножики купили).

  31. shendy / Апр 2 2009

    Женечка, я даже не знаю сколько раз можно подходить, но думаю главное это сделать ненавязчиво :)

    Прочитала все Ваши комменты и еще раз убедилась, все-таки нужно себя приучать даже дома соблюдать некие правила. Точно куплю детский нож и вилку!!

    Срасибо Всем огромное, что высказались, мне было очень интересно почитать все Ваши мнения по этому вопросу!!!!

Trackbacks and Pingbacks

  1. Мамин Блог » Blog Archive » Объявление: блог-чаепитие на тему “Алкоголь на столе”

Leave a comment